Магазин Нумизматика покупает, продает антиквариат: старинные монеты, награды, знаки, часы, иконы, серебро, фарфор и многое другое.
Санкт-Петербург ул.Пушкинская д.4 (812)-764-00-15


Медаль "Отличник труда и передовик производства угольного бассейна Фусинь"


     Китай - одна из ведущих стран мира по использованию угля, добыча которого в крупных масштабах началась 2 тысячи лет тому назад. После образования КНР угольная промышленность стала быстро развиваться. В годы первой пятилетки государство, получив огромную поддержку от стран социалистического лагеря, особенно от Советского Союза и Польской Народной Республики, начало сооружение большого количества крупных шахт во многих районах страны. Новые шахты оснащались комплектным оборудованием, другие были модернизированы, получив новейшее по тем временам комплексное оборудование, новый шахтный транспорт, современные вентиляционные и осветительные системы. [1]
     Особенно ярко это выявилось в Фусиньском угольном бассейне - втором (после Фушуня) угледобывающем бассейне Северо-Востока Китая. Бассейн расположен на юго-западе Манчжурской равнины, к западу от главного города провинции Ляонин - Шэньяна (бывший Мукден). Разведанные запасы угля - 4 млрд.т. Использование передового СОВЕТСКОГО опыта позволило достигнуть больших успехов, как в области капитального строительства, так и в добыче угля. За годы народной власти в бассейне построены открытые карьеры Синьцюдун и Хайчжоу, в Пиньяни и Синьцю - 4 шахты. Важнейшее предприятие бассейна - Хайчжоуский карьер, вступивший в эксплуатацию в 1953 году, - одно из самых крупных и наиболее технически оснащённых горных предприятий в мире. К 1957 году бассейн достиг годовой производительности в 8,45 млн. т. [2].
     Объединённой дирекцией, партийной и профсоюзной организациями угольных предприятий бассейна была учреждена почётная медаль, представляющая собой стилизованное изображение пятилепесткового цветка с большим медальоном в центре. Поле медальона занято крупной гранёной пятиконечной звездой, наложенной на китайский иероглиф большого размера, ниже звезды перекрещённые молотки на фоне чёрной эмалевой вставки. Поле медальона ограничено зубчатым колесом и кольцом с китайскими иероглифами по кругу (приведены в переводе на русский язык):
     "МЕДАЛЬ ОТЛИЧНИКУ ТРУДА И ПРЕДОВИКУ ПРОИЗВОДСТВА УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА ФУСИНЬ".
     Медаль отштампована из медной полосы, позолочена. Большой иероглиф (в переводе с китайского - "медаль") и зубчатое колесо покрыты глухой горячей эмалью белого (молочного) цвета, кольцо - жёлтой, поле медальона внутри кольца - красной. В центре оборотной стороны медали пуансоном выбит порядковый (учётный) номер, в данном случае "116".
     Медаль при помощи ушка и кольца прикреплена к прямоугольной типовой колодке, обтянутой красной шёлковой лентой с "золотой" полоской по середине. Медаль (без ушка) вписана в круг диаметром 45 мм. Общая масса медали - 23,75 г.
     Примечания: [1] - см. Энциклопедия нового Китая. Прогресс. Москва. 1989. стр. 220-223.
     [2] - Наш друг Китай. Словарь-справочник. Госполитиздат. 1959г. стр.90.
     [3] - О.Б.Борисов. Б.Т.Колосков. Советско-китайские отношения. 1945?1977. Мысль. М.: стр. 58.
     Частное собрание СПб.
     Публикуется впервые.




МЕДАЛЬ МИНИСТЕРСТВА УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ "ЗА УСПЕХИ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ОСВОЕНИИ НОВЫХ ВИДОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ТЕХНИКИ И ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"


     Медалью награждались работники министерства угольной промышленности и машиностроительных заводов за большой вклад в производство и освоение новой техники и технологии угледобычи. Медаль представляет собою пятиконечную граненую лучистую звезду покрытую горячей эмалью рубинового цвета по зернистой поверхности. Контур звезды выполнен в виде точечного орнамента. В центре звезды помещен выпуклый врубовый угольный комбайн, вокруг него полушестерня и колос пшеницы. Ниже комбайна, на белой эмалевой ленте проставлена дата - "1955".
     Оборотная сторона медали вогнутая, имеет две горизонтальные строки выдавленных иероглифов (приведены в переводе на русский язык):
     "ЗА УСПЕХИ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ОСВОЕНИИ НОВЫХ ВИДОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ТЕХНИКИ И ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" [1]
     ниже выбит порядковый номер врученной медали, в данном случае - "999". [2]
      При помощи ушка, кольца и типовой колодки с красной лентой, имеющей тканную "золотую" горизонтальную полосу, медаль крепилась к одежде награжденного.
     Медаль с обеих сторон вызолочена, лучи лицевой стороны посеребрены.
     Размер медали с ушком, но без кольца и планки - 43х42 мм.
     Примечания:
     [1] - В середине 50-х годов в КНР производились буровые машины, угольные комбайны и конвейеры, шахтные подъемники, электровозы. (Наш друг Китай. Словарь-справочник. Госполитиздат. Москва, 1959. Стр. 351-352.
     [2] - Автор статьи имел возможность ознакомиться с подобной медалью с перебитым порядковым номером - в начале был выбит "481", затем - "982". Медаль отличается от вышеописанной тем, что центральный медальон у нее покрыт не горячей эмалью, а прозрачным лаком красного цвета и лучи лицевой стороны медали позолочены, как и вся медаль. Общая масса медали с колодкой - г.
     Частное собрание. СПб.
     Публикуется впервые.




Медаль "За досрочное окончание строительства и ввод в промышленную эксплуатацию угольной шахты Душань в провинции Хэнань"


     Медаль представляет собой граненую лучистую пятиконечную звезду с геологическими молотками в центре. Звезда покрыта рубиновой холодной эмалью (цветным лаком), лучи и молоточки - позолочены. На вызолоченной оборотной стороне звезды имеется горизонтальная выпуклая китайская надпись (приведена в переводе на русский язык:
     "20 СЕНТЯБРЯ 1955 ГОДА"
     Звезда при помощи ушка и кольца подвешена к латунной позолоченной прямоугольной планке. Поле лицевой стороны планки покрыто красной холодной эмалью (лаком) и имеет две горизонтальные строки китайских иероглифов (приведены в переводе на русский язык):
     "МЕДАЛЬ ЗА ПЕРЕДАЧУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШАХТЫ ДУШАНЬ В ХЭНАНИ" [1]
     Крепление медали к одежде - при помощи горизонтальной булавки китайского типа (с трубочкой). Размер звезды (с ушком) - 42,5 мм. Размер планки (колодочки) - 17,5 х 32,5 мм. Общая масса - 20,95 г. Медаль встречается с небольшими отклонениями в размерах звезды (42,0 мм) и оттенках красно-рубинового лака.
     Примечание: [1] - в районе треугольника Цзяоцзо - Гуаньиньтан - уезд Есянь имеются богатейшие залежи каменного угля. (Наш друг Китай. Словарь-справочник. Госполитиздат. Москва. 1959. Стр. 103.)




МЕДАЛЬ МИНИСТЕРСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КНР "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"


     Медаль выполнена в виде пятиконечной, граненой, лучистой звезды покрытой прозрачной горячей эмалью красного цвета. Лучи - серебристые. При помощи ушка и цепочки звезда прикреплена к прямоугольной планке, также покрытой красной эмалью. В центре планки помещена эмблема китайских железных дорог и иероглифы (приведены в переводе на русский язык):
     "МЕДАЛЬ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ"
     Оборотная сторона слегка вогнутая, имеет горизонтальную строку выбитых иероглифов (приведены в переводе на русский язык):
     "ОТЛИЧНОМУ ВЫПУСКНИКУ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ"
     и порядковый номер, выбитый пуансоном, в данном случае "0627".
     Для крепления медали к одежде на планке имеется горизонтальная булавка китайского типа (с трубочкой). Медаль отштампована из бронзы, посеребрена.
     Размер медали без ушка, цепочки и планки - 37,5 мм. Масса - 15,96 г.
     Частное собрание. СПб.
     Публикуется впервые.




ПАМЯТНЫЙ ЗНАК УЧАСТНИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ БАО ЧЭН


     Летом 1956 года было закончено строительство и в 1957 году сдана в эксплуатацию железная дорога протяженностью 671 км, соединившая города Баоцзи (современное название Гочжень) в провинции Шэньси и Чэнду - столицу провинции Сычуань. Далее дорога выходила на юго-восток в провинцию Юньнань и шла в сторону границы с Бирмой (современное название Мьянма). Железная дорога БАО ЧЭН проходит по сложному рельефу, изобилует головокружительными поворотами, пересекает большие реки и множество малых горных речушек, сквозь Циньлинские горы проходит во множестве тоннелей. Проект железной дороги был выполнен при участии советских специалистов, которые осуществляли авторский надзор, оказывали техническую помощь на всех этапах строительства и в начальный период эксплуатации.
      Китайские участники строительства и советские специалисты были награждены специальным памятным знаком. На лицевой стороне знака помещено изображение локомотива выезжающего из тоннеля и пересекающего реку по мосту [1]. Поле знака ограничено сверху фрагментом зубчатого колеса (шестерни) с эмблемой Китайских железных дорог, по сторонам - полувенком из злаковых культур, внизу лентою с надписью на китайском языке (приведена в переводе на русский язык):
     "ПАМЯТНЫЙ ЗНАК УЧАСТНИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ БАО ЧЭН"
     Знак штампованный из меди, хорошо позолоченный. Часть поля и лента покрыты горячей эмалью красного цвета. Оборотная сторона имеет горизонтальную булавку и ниже, выбитую пуансоном дату "1956.7."
     Размер знака - 36х35 мм. Масса - 13,55 г.
     Примечания:
     [1] - всего на линии Баоцзи - Ченду построено 996 больших и малых мостов, в среднем 1,5 моста на 1 км пути. Энциклопедия нового Китая. ПРОГРЕСС. М:. 1989. стр. 283.
     [2] - автору известен вариант этого знака отличающийся от вышеописанного небольшим различием в деталях изображения, оттенком красной эмали и золочения. На оборотной стороне знака проставлена уточненная дата окончания строительства "1956.7.7." Размер знака - 36,5 х 35,5 мм. Масса - 14,20 г.
     Частное собрание. СПб.
     Публикуется впервые.










Знак победителя смотра художественных коллективов культуры министерства железнодорожного транспорта КНР, посвященного 2-й годовщине образования государства


     Знак выполнен в виде овала, вытянутого по вертикали, в центре которого на фоне лучей восходящего солнца, помещена трехструнная лира [1], рядом год проведения фестиваля "1951". Слева от центра - фрагмент зубчатого колеса (шестерни), справа - колоса зерновых культур. В верхней части знака овал накрыт развернутым полотнищем знамени с портретами руководителей двух стран СССР и КНР - И.В. Сталина и Мао Цзэдуна.
     В нижней части знака помещена декоративная лента с китайскими иероглифами (приведены в переводе на русский язык):
     "СМОТР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ МИНИСТЕРСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОСВЯЩЕННЫЙ 2-Й ГОДОВЩИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ КНР"
     Еще ниже помещена эмблема китайских железных дорог.
     Оборотная сторона знака вогнутая, имеет горизонтальную булавку китайского типа. Знак отштампован из медного листа (полосы), позолочен. Полотнище знамени и лента покрыты горячей эмалью красного цвета, эмблема китайских железных дорог и фрагмент шестерни - белой глухой горячей эмалью, лира - темно-синей.
     Размер знака - 37 х 30 мм. Масса - 8,55 г.
     Примечание: [1] - лира - музыкальный струнный щипковый инструмент, эмблема не только искусства, но и поэзии, а также всякого соединения искусства и поэзии, искусства и науки, символ широкой гуманитарной образованности, военных музыкантов и оркестров, эмблема любви и согласия. Синий цвет [лиры] в Китае символизирует гордость и смелость. См.: 1. В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики. М.: "Международные отношения" 1955, стр.240-399. 2. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Автор-составитель В. Андреева и другие. М.: ООО "Издательство Астрель". МИФ: ООО "Издательство АСТ", 2002, стр.289.




Памятный знак ко 2-й годовщине образования Китайской Народной Республики


     Знак представляет собой композицию часто встречающуюся на китайских знаках - портрет Председателя КПК Мао Цзэдуна, развернутый влево от смотрящего и ниже - изображение Ворот Небесного Спокойствия (Тяньаньмынь) в центре столицы государства Пекине. Поле знака покрыто прозрачной горячей эмалью красного цвета по гильошированной поверхности в виде лучей восходящего солнца. В нижней части знака помещена декоративно сложенная лента с выпуклыми китайскими иероглифами на ней (приведены в переводе на русский язык):
     "НАГРАДА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАЗДНИКУ"
     Ниже ленты - цифра "2" и год "1951". Оборотная сторона знака ровная, гладкая, без каких-либо обозначений и выходных данных фирмы-изготовителя. Имеет горизонтальную булавку китайского типа с гофрированной трубочкой. Знак отштампован из медной полосы, позолочен. Размер 35 х 30 мм. Масса - 11,55 г.
     В известных автору трех китайских каталогах представлен внешне весьма похожий на вышеописанный автором знак, но имеющий вместо изображения Ворот Небесного Спокойствия изображение фрагмента шестерни, ленту, покрытую белой эмалью и другое написание цифры "2" (римская двойка). Весьма красочно и подробно описывает советский военный специалист Г.Г. Семенов празднование 2-й и 3-й годовщин образования КНР, в которых ему пришлось принять участие в качестве военного советника, работавшего в 1951-1953 гг. в Северном Китае и, в частности, в Пекине. См. Г.Г. Семенов. Три года в Пекине. "НАУКА". М.: 1980. Стр.239-256.
     Частное собрание. СПб.
     Публикуется впервые.







Юбилейный знак Уханьской Административной школы


     Знак изготовлен в виде слегка выпуклого монетовидного диска, поле которого занимает небольшая пятиконечная звезда, три строки китайских иероглифов и юбилейная дата (иероглифы приведены в переводе на русский язык):
     "ГОРОД УХАНЬ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ЗНАК АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ
     1951. 2. 20."
     По краю поля знака (бордюру) проходят два кольца, покрытые красной и жёлтой холодными эмалями (красками). Поле знака покрыто голубой холодной эмалью, звёздочка и одна строка иероглифов - красной. Знак отштампован из медной полосы, посеребрён. На оборотной стороне пуансоном выбит порядковый (учётный) номер, в данном случае "1877".
     Диаметр знака - 26 мм.
     Масса - 6,0 г.
     Частное собрание СПб.
     Публикуется впервые.







Юрий Киенко


      Все материалы сайта http://www.lennumizmatika.ru/ принадлежат авторам. Любое использование текстов и изображений запрещены. По вопросам обращаться сюда.
      All materials on the site www.lennumizmatika.ru are sole property of the site's owners. Any use of content be it graphics or text is strictly prohibited.